Результаты экспедиции 2013 г.

14 апреля 2013 года в 14.00 экспедиция «По следам двух капитанов-2013» закончилась. Вернулись все. В этот раз пробирались из Воркуты до Москвы (как впрочем и из Москвы в Воркуту) двумя группами. Одна с багажом, оборудованием, фото и видео-аппаратурой ехала, не торопясь, в купейном вагоне скорого поезда «Москва - Воркута - Москва». А еще двое участников в это время совершали «героический» перелет на легком вертолете из Воркуты в Москву через Сыктывкар и Ярославль. Обратно летели уже не так быстро (сказалась усталость от полетов в Арктике), как было в начале экспедиции – тогда они удивили всех, долетев в непростых метеоусловиях за 9 часов.

Из Воркуты все вместе выдвинулись 4-го апреля группой вертолетов (два МИ-8 и один Робинсон-66) по маршруту – Воркута – Сабетта – Диксон – о. Тройной – о. Средний – о. Визе – Нагурское (ЗФИ, главная база экспедиции).

От Воркуты – более 2500 км. В апреле есть свои прелести полетов в Арктике – более устойчивая погода, больше под тобой льда, чем открытого океана – это только способствовало успешному перелету. О героизме начинающих полярных летчиков Ракитского и Фариха еще много будет комментариев в современных сетях. Я скажу просто – они молодцы! И техника показала свои лучшие стороны и возможности. Не в целях рекламы, а из уважения к реальным возможностями и показанным результатам сообщаю – вертолет Robinson R-66, а именно на нем летел славный экипаж, - наверняка найдет свою рабочую нишу даже в Арктике. Что и хотелось доказать.

Задачи очередного этапа нашей комплексной экспедиции сводились к нескольким пунктам:

1. Как раз в апреле 1914 года штурман Альбанов со своими спутниками покинул «Св. Анну». В дневниках Альбанова и выписке из судового журнала были указаны координаты шхуны на которых ее видели в последний раз. Судьбу своей группы описал в дневниках Альбанов, а вот, что случилось дальше со шхуной? Домыслов много… Вот мы и придумали воспользоваться современными методами исследования течений – поставить на координатах «Св. Анны» буи и отследить куда в конечном итоге их вынесет – это хоть какой-то шанс обнаружить малую щепку с пропавшего судна. За полтора года работы буев, я надеюсь, хоть один из них окажется на берегу, но вот где этот берег и есть самое интересное. А дальше можно собираться на поиски «Святой Анны». Шанс, хоть и не велик, но это все-таки лучше, чем просто теоретические догадки. Было бы замечательно набрать статистику не по одному году – вероятность резко увеличится, но это уже другая сторона экспедиций – нужны средства.

Начало положено и сделано это на маленьком вертолете. Выходили точно на заданные координаты. Когда выключали двигатель и оставались среди торосов и пронзительной тишины – мурашки бежали по телу от того, что ты находишься там, где сто лет назад вмерзшая в изумрудные льды, уставшая и покалеченная, стояла «Святая Анна». Часть людей готовились к суровому переходу - кто-то в иной мир, а кто-то в суровые будни лихих революционных лет. Что думали в это время те, кто решил до конца оставаться с капитаном и не покинул раненую шхуну – надежды на спасение было ой как мало?

2. Выполняя основную работу, не забывали и о том, что все-таки у нас есть уникальная возможность испытать новую для Арктики технику. Задача-минимум – достичь самой северной точки Евразии – мыс. Флигели, о. Рудольфа, архипелага Земля Франца – Иосифа. Точка была достигнута. Фото и видео материалы при необходимости будут представлены экипажем на подтверждение рекорда.

3. Ну и какой настоящий летчик, находясь всего в 9 градусах от Северного Полюса, не захочет до него долететь. Для такого мероприятия одного желания мало – нужен трезвый расчет, учет всех возможных факторов риска и … конечно везение. Как шутят старики-полярники – «у нас билет до Северного Полюса дешевый – дорогой в обратную сторону…» И это есть факт. Но все случилось – 8 апреля 2013 года в 15.20 московского времени, преодолев от взлета с Нагурской 1027 км, вертолет R-66 с тремя полярниками на борту достиг географического Северного Полюса. Имена покорителей внесены в летопись Арктики: командир воздушного судна – Дмитрий Ракитский, пилот-штурман – Михаил Фарих, и ваш покорный слуга, как руководитель экспедиции и "штатный заправщик-фотограф" – Олег Продан. Насладившись тишиной Северного Полюса (а погода, я вам скажу была на удивление замечательная – солнце, штиль, всего около 20 градусов мороза – можно было ходить без перчаток), мы перелетели 43 км до базы «Барнео» для дозаправки. Сами того не ожидая, удивили подлетающий к точке с ледовой базы «Барнео», экипаж вертолета Ми-8, который вез очередных туристов на «покорение» вершины мира. Вот тут и оправдалась байка про дорогие билеты обратно…

Возвращались на базу уже за полночь, но там не спали. Ребята встретили с шумом и световым представлением, в виде запускаемых в небо ракет. Далее был прыжок двух профессиональных парашютистов с борта R-66.

 Их подняли на 1200 м, кстати, кто-то в интернете написал, что двери снимали – ребята это вам не Флорида, двери не снимали, просто попросили парашютистов их аккуратно закрыть за собой. Это я вам, как парашютист парашютисту говорю:).

Дорога домой более короткая, но не менее интересная. На возврате залетели на о. Комсомолец (архипелаг Северная земля), там очень красивые природные столбы, на о. Визе забрали больную с метеостанции, а на о.Тройном начальника метеостанции в отпуск. Кстати, на Тройном нас ждали радушные хозяева и по случаю прилета испекли вкусный торт, который ели налету. С Диксона заторопились в Воркуту, надеясь успеть на поезд. Встречный ветер всю дорогу вносил свои коррективы во время нашего прилета, но командир Ми-8, славный полярный летчик, с которым мы уже даже страшно вспомнить сколько вылетали км по Арктике – просто Михалыч – включил на своем вертолете форсаж … и за 5 минут до отправления поезда мы все потные, но довольные сидели в купе. История про поезд здесь не уместна.

Михалыч уже прислал электронку с намеком на август… Я знаю, что через пару дней я уже буду готов лететь с ним снова….

Фото прилагаются.

Олег Продан

Видео пресс-конференции в "РИА-новости"

Яндекс цитирования
Rambler's Top100
ОБ ЭКО-ОТЕЛЕ
Приятные особенности
РОЖДЕНИЕ "Летней Золотицы"
Наш дизайнер
Большой гостевой дом
Малый гостевой дом
Советы и рекомендации гостям
Стоимость размещения
ВРЕМЕНА ГОДА
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЛЕТНИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ
15 ПРИЧИН выбрать Летний Берег
Оздоровительные факторы
Поморское хозяйство
Мы на карте
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Археологические памятники
Соловецкий архипелаг
Архипелаг КУЗОВА
Мегалиты - "места силы"
Места силы Летней Золотицы
ПРОГРАММЫ
КАЛЕНДАРЬ
Активный отдых, Экскурсии, Рыбалка
Творческие программы
Корпоративный выезд
Эко-паломничество
ЭКО-ТУРИЗМ
ЭКО-СПА
О КЛУБЕ
Создатели проекта
Олег Продан. Мелодия тишины в Арктике
Марина Пацай
Декларация Клуба
Наши любимые сказки
Гостевая книга
ЭКСПЕДИЦИИ
"По следам двух капитанов", ЗФИ
Бельки. История запрета промысла.
Белая чайка - 2006...
Белые мишки. О.Врангеля
Экспедиция на Новую Землю-2004
100-летие Г.А.Ушакова
Южный Полюс - 2000
Антарктида. Станция "Восток"-1999
Земля Франца-Иосифа. 1999 год
Северный Полюс-99
Северный Полюс - 98
Гыданская тундра - 94
Новости
КОНТАКТЫ
Фотогалерея
Видеогалерея
Форум
Поиск