Южный Полюс - 2000

Наши работают там, где не выдерживают даже тараканы

Руководитель уникального проекта, международной парашютной экспедиции на Южный Полюс "Встреча 3-го тысячелетия" - Олег Продан побывал вместе с руководством Российской Антарктической Экспедиции на станции "ВОСТОК".

"В рамках подготовки парашютной экспедиции в Антарктиду, которая должна стартовать в канун встречи 2000 года и высадиться на Южный Полюс 31 декабря 1999 года, мне удалось стать очевидцем процедуры смены зимовок на станции "Восток" и на себе испытать все прелести "Восточного" бытия.

Мне здорово повезло. Ведь я смог окунуться в среду тех, кому еще только предстояла годовая зимовка и тех, кто год провел в космических условиях. Да, я не ошибся, именно космических. На земле больше нет такого места, как наш знаменитый "Восток".

Но пока все по порядку.

9 зимовщиков предстоящей 44-й экспедиции и 4 сопровождающих (руководство РАЭ и Ваш покорный слуга) 17 января вылетели из Санкт-Петербурга в сторону Амстердама и далее на Сидней, и еще дальше в Крайстчерч (это в Новой Зеландии, знакомой нам по маслу "Анкор") Скучное занятие - сидение в комфортабельном лайнере авиакомпании КЛМ с периодическим чревоугодием, возлияниями и просмотром фильмов без сурдоперевода, длилось больше суток.

Из разгара Питерской зимы окунулись в середину лета южного полушария. Тепло, зелень, Тихий и великий океан. Но по всеобщему мужскому мнению - наши девушки самые красивые. В общем, заграница, как заграница и нас этим не проймешь - наша цель иная. Через пару дней, переодевшись в полярную одежду, предоставляемую каждому посетителю Антарктиды в Международном Антарктическом Центре (с условием обязательного возврата) и разместившись в чреве Американского военного "Геркулеса" мы отправились к своей конечной цели - в Антарктиду.

Через восемь часов полета над океаном самолет опустил свои лыжи, похожие на гусиные лапы на шельфовый лед, рядом с опять же американской станцией Мак-Мердо. Меня предупреждали, что это большая станция, но такого размаха я не ожидал. Самый настоящий город с полным набором необходимых атрибутов - гостиница, столовая, жилые трехэтажные дома, почта, телеграф, телефон, банк, свободный доступ к Интернет, бар и т.д. До 5 тысяч человек работают там во время летнего сезона. К причалу подходят океанские танкеры, правда в сопровождении ледокола, самолеты летают чаще, чем у нас где-нибудь в Мурманске - по 8-10 рейсов в день (правда в основном военно-транспортные, специально оборудованные для работы в Антарктике лыжно-колесным шасси!)

И сразу на ум приходит, что у нас, где 70% территории покрывается снегом - в настоящий момент нет НИ ОДНОГО самолета на лыжах, не говоря уже о лыжно-колесном варианте. Может в этом и есть причина того, что неизвестно куда пропадает северный завоз, не доплывающий, не долетающий, не доползающий до тех, кому он нужен. Конечно, не в этом, а все-таки надо разобраться. Ведь совсем недавно и у нас все это было: самолеты на лыжах накручивали тысячи часов над просторами Арктики и Антарктики, создавались проекты Арктических и Антарктических станций (под лозунгом "Лучше чем Мак-Мердо!"). А что теперь? Наглядный пример того, что ломать- не строить.

За десять лет страна, не создавшая ничего нового, кроме денежных пирамид и проедающая все, что было создано до "демократических преобразований" пытается решать свои геополитические амбиции в суперстратегическом и фантастически потенциальном месте планеты с помощью жалких остатков преданных своему делу энтузиастов (как-то ругательно нынче звучит это слово), которые выбивают, выпрашивают, вымаливают у все той же страны гроши, запланированные бюджетной строкой, на создание имиджа "великой научной державы". (Что-то меня понесло. Это из серии "за Державу обидно". Пора остановиться и перейти к нашим баранам, а точнее пингвинам).

Итак, нагулявшись по окрестностям базы, налюбовавшись прекрасными видами побережья Антарктиды, мы снова разместились в том же "Геркулесе" и через три часа оказались у заветного столба - "Станция "ВОСТОК" ( 78град27'51"S, 106град51'57"E , до Москвы 15 575 км и т.д.) Удивительное место, подлетая к нему весь экипаж надел кислородные маски - большой недостаток кислорода. Сразу этого не замечаешь, но уже через час понимаешь что все не так, как на побережье. Высота 4000м, недостаток кислорода как на 5000м, низкая температура ощутимо сказываются головной болью. Мы прибыли в -40С. Самая высокая здесь температура -25С, самая низкая зимой -89,2С (это абсолютный мировой минимум!)

Акклиматизация выбивает всех из равновесия, но действует на каждого по-разному. Глядя на тех, кто отзимовал год - не верится, что и ты будешь так же свободно двигаться, разгребать снег и таскать грузы. У вновь прибывших движения, как в замедленном кино, - скорость снижена как минимум вдвое. Одышка появляется от резкого наклона. Хилым себя не считал, но с непривычки, признаюсь, было очень тяжело. У бывалых свой способ решения проблем акклиматизации - как следует выпить, отлежаться и равновесие наступит само. Меня же от одной мысли о спиртном начинает мутить, нет за профи не угнаться, - пусть все идет своим чередом.

На второй день пребывания начал осваиваться на станции. Что же это за чудо "ВОСТОК", о котором с нескрываемым уважением говорят все исследователи Антарктиды? Обследование показало - станция состоит из четырех основных строений:

1. ДЭС (на всякий случай, расшифровываю - дизельэлектростанция). Это святая святых станции. Тепло и свет - вот что дает людям жизнь. Круглые сутки трое специалистов несут там вахту. И не дай Бог зимой отключится станции. Страшно представить, что будет, ведь 8 месяцев зимой на станцию никто не может добраться. Полная изоляция! Ребята полярники шутят: "В космосе если, что случиться, можно отправить корабль спасения, а чтобы до нас добраться - не создана еще такая машина". Вот так. Страна знает поименно своих героев-космонавтов, а герои-полярники растворяются после возвращения из Антарктики среди жителей России, и даже не ведется статистики последствий пребывания людей в нечеловеческих условиях.

2. Кают-компания. Столовая, бильярдный зал, комната начальника станции, продовольственный склад и сан/узел. Жить можно, сам жил в этом доме.

3. "Радиодом". Там живут и работают специалисты: радист, метеоролог, магнитологи, врачи. Довольно уютно и тепло.

4. Знаменитая буровая. Сейчас она пустует, т.к. буровые работы остановлены. Пробурили самую глубокую скважину более 3600 метров. Ни у кого так глубоко не получилось, а наши Кулибины смогли. Дальше пока нельзя. Еще 150 метров вниз и... то самое озеро, вокруг которого так много научного шума. Оно действительно уникально. Представить себе не возможно, что воде этого озера более 1 млн. лет и что оно абсолютно изолированно жило своей жизнью вдалеке от внешнего мира. И велика вероятность того, что в нем есть жизнь! А вот какая там жизнь, как это узнать, над этим и думают ученые. Бур должен войти в воду стерильно, а этого пока никто не умеет делать. А что, если там действительно кто-то живет, прямо как у Спилберга.( Размечтался)

Вот и все нехитрое бытовое хозяйство. Правда есть еще помещения, но их занесло снегом и чтобы туда попасть, зимовщики копают тоннели (прямо метростроевцы!). Я БЫЛ В ТАКОМ ТОННЕЛЕ - КРАСИВО, но температура там стабильно - 53С. Да, забыл еще об одном интересном месте рассказать - кернохранилище. В нем хранятся на полках, пронумерованные керны (столбики вынутого из скважины льда) со всей глубины бурения. По ним ученые могут много рассказать о прошлом нашей планеты, нашем с вами прошлом, вернее о прошлом, когда даже предков наших еще не было. Температура внутри хранилища тоже постоянна, чуть пониже, чем в хорошем шведском холодильнике - 60С.

ЛЮДИ

Вот о ком должен быть главный рассказ. Никакой особой отметки на них не найдешь, вроде как все мы, но есть в них что-то неуловимо непонятное. Зачем вы здесь? Этот вопрос напрашивается первым, но задавать его не хочется. У каждого из них свой путь в Антарктиду, к этой нелегкой жизни. А если узнать самый животрепещущий вопрос, сколько же вы тут имеете за труды свои, то вообще подумаешь, что сидишь в кругу сумасшедших альтруистов. Прошли золотые деньки (в прямом смысле) героев- полярников. Проблемы страны - это и их проблемы, тем более, что они абсолютно не имеют возможности протестовать и защищаться. Да, получают они больше и пока регулярно, чем те, кто по полгода ничего не получают, но каких усилий это стоит их славному руководству, и можно ли теми получаемыми их семьями для выживания средствами компенсировать риск и лишения труднейшей зимовки.
В знак уважения и дабы знала Страна хранителей самого дальнего своего форпоста, хочу перечислить тех, кто несет сейчас нелегкую вахту на станции "Восток" в интересах нашей с вами Родины. Пусть простят меня все те, кто вместе со мной вернулись домой из 43 экспедиции, все те, кто работал и работает в Антарктике, те, кто ведет сложнейшим и опаснейшим путем бесконечно длинный Поход со станции "Восток" до станции "Мирный" (об этих ребятах надо рассказывать отдельно). Будьте все живы и здоровы, пусть по заслугам будет оценено то, что вы делаете, будьте счастливы!

Участники зимовки на станции "ВОСТОК" 44 РАЭ:
Кучин Владимир Александрович - начальник
Попов Валентин Григорьевич - директор ДЭС
Соляник Владимир Андреевич - магнитолог
Маулини Алексей Лионельевич - магнитолог
Мухин Олег Николаевич - врач
Супрунов Сергей Николаевич - врач
Фандеев Николай Петрович - метеоролог
Гандриев Михаил Викторович - радист
Смирнов Владимир Александрович - инженер ДЭС
Беззубов Владимир Федорович - механик-водитель
Девятов Вячеслав Иванович - инженер-электрик ДЭС
Кузьмин Сергей Николаевич - повар.

Итак, их всего 12. Каждый из них имеет свои интересы, привычки, образование, воспитание, характер. Перед поездкой я донимал руководителя Российской Антарктической Экспедиции Валерия Владимировича Лукина одним вопросом: "Кто такие Антарктические зимовщики?" Ответ был всегда один: "Они все разные, как мы. Приедешь - увидишь." За дорогу туда мне удалось со многими пообщаться и задать вопросы, которые для меня приготовили в редакциях газет и журналов, передавшими свои номера в подарок полярникам.

Главная проблема на станции - это отсутствие свежей информации. Я как мог (вернее как позволял вес моего рюкзака) пытался ее компенсировать, чем заработал уважительное отношение полярников. Конечно, и свежая пресса была доставлена на "Восток". Но задания редакций, я думаю, мне выполнить полностью не удалось. Конечно, историй из жизни Антарктических станций я наслушался много, но, к сожалению, я не мастер красиво пересказывать полярные и морские байки. Уговорить полярников фотографироваться с любимой газетой или журналом удалось только путем длительных переговоров, они далеко не фотомодели, и заниматься фотомодельным бизнесом им недосуг, надо снег отгребать, пилить его для снеготаялки (для получения воды) или просто сыграть партию в бильярд, газету ту же почитать, но чтоб без показухи. Нормальные и понятные желания, далекие от нашей суеты и желания засветиться.
Итак, байка-быль, созвучная с названием статьи.

Во время нахождения на "Востоке" осознаешь и не можешь привыкнуть к одной особенности - кроме наших полярников и заезжающих сезонных исследователей абсолютное отсутствие других форм жизни. Я это для себя прозвал "биологическим вакуумом". НИЧЕГО! Представьте, нет ни птиц, ни мало-мальских зверушек. Так вот, как-то с очередным Походом с "Мирного" в ящиках с оборудованием завезли обычных, вездесущих тараканов. У зимовщиков праздник - хоть кто-то живой будет бегать. Можно за ним ухаживать, кормить, разговаривать, лелеять, другими словами, почувствовать ответственность перед братьями меньшими. Так нет, радость была недолгой - не выдержали наши неистребимые тараканы условий "Востока" и все вымерли. Праздник плавно перетек в траур по безвременно покинувшим станцию тараканам.

Это все к вопросу об условиях жизни и работы на станции "Восток".

Правда кое-кому удается украсить скудную на события жизнь на станции настоящим событием. За короткое лето (в смысле солнце не заходит, а за окном -35С) удалось начальнику 43-ей зимовки Александру Викторовичу Франк-Каменецкому вырастить на подоконнике столовой помидоры из нелегально полученных семян. Такие маленькие, как виноград. Садоводы наверняка поняли о чем идет речь. Представляете - на тысячи километров вокруг ледяная пустыня, а на подоконнике красные помидоры. Красота!

Хоть и тяжело далась акклиматизация, и домой тянуло, но когда пришло время расставаться взгрустнулось. Расставания как в кино не получилось. Все бегом. Самолет прилетел, не выключая моторов (если выключишь, потом не запустишь и останешься зимовать, а американским летчикам хочется поскорее в отпуск на Гаваи), разгрузил продукты, слил керосин для разбавления дизтоплива (если не разбавить, зимой его придется грузить лопатами), помахали друг другу руками и бегом в самолет. Все, улетаем.

А собственно, зачем ездил, то? Теперь можно и об этом. Готовится в декабре в канун 2000 года большая парашютная экспедиция на Южный Полюс. Желающие парашютисты со всего мира рвутся, хоть и не дешевое удовольствие получается. Но охота, она пуще неволи - век кончается, а парашютисты до сих пор Южный Полюс толком не освоили. Серьезная недоработка. А кто может такое сделать, конечно, мы - россияне, имеющие обширный опыт освоения Северного Полюса, да наша авиация, которая была, сейчас нет, но обязательно должна быть самой авиационной авиацией в мире. Но просто так лететь на полюс - опять же не очень правильно. Вот и решили сначала на "Восток" груз бросить (в смысле на грузовых парашютах аккуратно на станцию опустить), а уж потом можно и 2000 год встретить на радость всех парашютистов планеты прыжком на Южный Полюс.

Вот такая идея. Только опять не без проблем, иностранцам проще, у них мудрые государственные деятели поняли, какую пользу принесут они своим государствам, поддержав национальные команды парашютистов, идущие на подвиг. Шутка ли сказать в Новый 2000 год флаг их родной Страны поднимется над Южным Полюсом, а кому у нас интересно заявить на весь Мир, что мы тоже в Антарктиде кое-какие заслуги имеем, да еще и такое грандиозное дело организовали.

А если серьезно, когда с ребятами на "Востоке" прощались, они говорили, что очень будут ждать нас в декабре с нашим грузом. Очень не хочется их обмануть. Может, всем миром сможем доставить им на Новый год подарки с далекой Родины. Давайте постараемся.

С уважением, Олег ПРОДАН

1999 год

Яндекс цитирования
Rambler's Top100
ОБ ЭКО-ОТЕЛЕ
Приятные особенности
РОЖДЕНИЕ "Летней Золотицы"
Наш дизайнер
Большой гостевой дом
Малый гостевой дом
Советы и рекомендации гостям
Стоимость размещения
ВРЕМЕНА ГОДА
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЛЕТНИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ
15 ПРИЧИН выбрать Летний Берег
Оздоровительные факторы
Поморское хозяйство
Мы на карте
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
Археологические памятники
Соловецкий архипелаг
Архипелаг КУЗОВА
Мегалиты - "места силы"
Места силы Летней Золотицы
ПРОГРАММЫ
КАЛЕНДАРЬ
Активный отдых, Экскурсии, Рыбалка
Творческие программы
Корпоративный выезд
Эко-паломничество
ЭКО-ТУРИЗМ
ЭКО-СПА
О КЛУБЕ
Создатели проекта
Олег Продан. Мелодия тишины в Арктике
Марина Пацай
Декларация Клуба
Наши любимые сказки
Гостевая книга
ЭКСПЕДИЦИИ
"По следам двух капитанов", ЗФИ
Бельки. История запрета промысла.
Белая чайка - 2006...
Белые мишки. О.Врангеля
Экспедиция на Новую Землю-2004
100-летие Г.А.Ушакова
Южный Полюс - 2000
Антарктида. Станция "Восток"-1999
Земля Франца-Иосифа. 1999 год
Северный Полюс-99
Северный Полюс - 98
Гыданская тундра - 94
Новости
КОНТАКТЫ
Фотогалерея
Видеогалерея
Форум
Поиск